Раскрытие потенциала и внутренняя цензура. Уроки психоаналитического мышления. КОНСПЕКТ

10 июля в 07:42
Safe image %2812%29

"Раскрытие потенциала и внутренняя цензура"// Уроки психоаналитического мышления. КОНСПЕКТ лекции Ольги Демчук.

 

Поговорим о внутренней цензуре и о том, как мы сами себя лишаем потенциала.

 

Вспомнила случай, когда я узнала о болезни близкого человека.

 

И первое, что возникло, это страх – страх встретиться со знанием о том, что может случиться что-то плохое. И в этот момент все файлы в моей голове, связанные с информацией о подобном как будто повредились, и мне захотелось изо всех сил вытолкнуть это знание о болезни.

 

Если это изобразить символически, то это похоже на дверь, которая открывается сквозняком, и ты изо всех сил удерживаешь эту дверь, чтобы она не открылась и оттуда не вошло какое-то знание или понимание.

 

То есть все разговоры, все мысли, все события, даже отдаленно напоминающие об этой информации, моя психика захотела заблокировать. И это блокирование связано с моим нежеланием встретиться с собой уязвимой - с той, которая боится, которой больно.

 

Постепенно психика стала наращивать это сопротивление, и этих файлов становилось всё больше и больше.

Я ощутила, как мое внутреннее пространство стало сжиматься - тот внутренний потенциал, который был мне доступен, стал меньше.

У меня стало меньше энергии, меньше сил, появилась апатия и лень. Т.е. я блокировала все, связанное с этим, и конечно, я заблокировала большие участки своей личности.

Я начала замечать, что ухожу в смотрение сериалов, листание ленты и стараюсь не встретиться со своей уязвимостью.

 

Как аналитик, я начала разбираться, что происходит.

 

Та информация о нас, которая каким-то образом делает нас слабее, каким-то образом автоматически отвергается нашей психикой.

 

И когда человек, например, решил разобраться, кто он такой, что с ним происходит и почему это происходит, он встречается с нежеланием что-то знать про себя. Мы таким образом обедняем свою личность и не даем возможность себе разобраться с проблемой.

***

 

Разберем это на примере.

Давайте представим, что наша психика состоит из определенных файлов.

Это наш потенциал.

 

Если у меня идеалистическое представление о себе, то мне можно признать в себе очень малое.

Потому что если я обнаружу нечто, что дает мне повод усомниться в своей идеальности, то я встречусь со своей несостоятельностью и захочу поскорее избавиться от этого знания.

Я начинаю «держать эту дверь закрытой» и блокирую громадное количество файлов, связанных с этим.

 

*

Например, я испытываю ЗАВИСТЬ к другому человеку.

Зависть могла бы мне позволить понять, что хочется мне. Если у меня заблокировано узнавание моих собственных потребностей вместе с истинным Я, то я не могу понять, чего же я хочу.

И вот я завидую какому-то человеку.

Зависть я считаю плохим чувством, и если я обнаружила зависть, то я должна себя наказать за это. И поэтому дешевле отказаться от зависти и сделать вид, что я ее не ощущаю.

Вместе с отказом от зависти, я отказываюсь от возможности понять свои потребности.

 

*

Мне тяжело встречаться со своим СТРАХом – страхом смерти, страхом неудачи, страхом освоения нового, потому что в этом новом длительное время буду ощущать свою несостоятельность.

 

Я хочу оградить себя от всех событий, где я встречаюсь со своим страхом.

Я не могу признаться себе, что я боюсь, например, быть неидеальной, и поэтому я блокирую свой страх, не хочу его узнавать, и я создаю тепличные условия для своей жизни, где делаю только то, что у меня получается, и отказываюсь осваивать новое.

 

Когда я пытаюсь подойти к новому, я чувствую, будто натыкаюсь на стеклянную стену – моя психика меня бережет, и она не хочет, чтобы я узнала свой страх несостоятельности, потому что мне придется себя наказать, потому что в своем идеальном представлении страх от нового я не испытываю никогда.

Таким образом, мы обделили психику на страх несостоятельности и зависти, заблокировав эти участки.

 

*

Например, мне нельзя ПЛОХО ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ.

 

И вот я встречаюсь с каким-то человеком, и мне что-то интуитивно кажется.

 

Вместо того, чтобы разобраться, что сейчас происходит и почему этот человек вызывает у меня такие эмоции, я делаю вид, что все хорошо, я не думаю плохо, этот человек прекрасный и что это я тут себе придумываю.

Т.е. я запрещаю себе видеть в людях то, что мне опасно.

Например, опасным может быть для меня умный человек, потому что рядом с ним я испытываю страх своей несостоятельности, чувствую себя глупой.

И я не хочу понимать, почему мне некомфортно рядом с этим человеком, - потому что, если я бы поняла, что он меня умнее, я бы встретилась с той завистью, которую я отвергла, с тем страхом, который я отвергла, поэтому я отвергаю это интуитивное чувствование и не разбираюсь, почему мне некомфортно с этим человеком.

 

И, таким образом, я лишаю себя возможности расшифровать информацию, почему с некоторыми людьми я чувствую тот или иной дискомфорт.

 

Я не хочу это признавать, потому что иначе мне придется признать то, что я отвергла и мне запрещено про себя знать. А ведь я уже потратила громадное количество сил на то, чтобы отвергнуть это и сказать «нет, я не такая».

 

С каждым новым отвержением своих аспектов, у нас остается все меньше пространства, которое помогло бы нам что-то понять о себе.

 

*

Например, я не хочу не узнавать и свою АГРЕССИЮ.

 

Я считаю, что я добрый, отзывчивый человек, эмпатичный и понимающий.

 

И когда я встречаюсь со своей агрессией, я ее не узнаю и говорю: «нет, я не злюсь. Я всем довольна, что вы». И я не признаюсь в этом себе, потому что если я признаюсь себе в своей агрессией, потому что иначе я буду плохой и мне надо будет себя наказать, потому что если я не соответствую своему идеалу, то не видать мне рая и состояния тотального «по-моему».

 

В итоге, от моей личности остался маленький огрызок.

 

*

Я не признаю свое ВЫСОКОМЕРИЕ.

 

Я не вижу, как жалею людей и говорю: «Бедненький, как же не повезло. Вот у меня так никогда не было. Вот так я никогда не делаю».

 

Я свое высокомерие признать не могу, потому что мне придется себя за него наказать.

 

И я не пойму, почему люди со мной общаться не хотят, почему они так бурно реагируют на мои какие-то простые фразы вроде «бедненький». Это высокомерие не позволяет мне наладить контакт с другими людьми, но я его не вижу в себе и не признаю,

Итак, меня осталось еще меньше.

 

*

Потом я «решила» не узнавать свое ОБЕСЦЕНИВАНИЕ, потому что если я увижу, как я обесцениваю себя и других, то получится, что я плохая, а это не вписывается в мою идеальную картинку.

 

Чтобы понять, что я обесцениваю, мне надо понять, что я завидую.

А завидую я, потому что, например, эти люди умнее, чем я, и мне придется столкнуться со страхом своей несостоятельности и так далее.

А у меня это все заблокировано, и чтобы мне понять свое обесценивание, мне придется все это разблокировать.

 

Конечно, что-то у меня остается от моей личности.

 

И вот, когда человек приходит к аналитику, он предъявляет ему оставшийся не отвергнутым фрагмент личности, и говорит:

 

- Вот это я.

- А вот это всё? То, что у вас есть, но вы не видите? – спрашивает аналитик.

- Нет-нет, это не я. – говорит человек, — Это все другие люди, это их аспекты. А у меня всего этого нет. И помогите мне усовершенствоваться, помогите мне стать лучше.

- Для того, чтобы стать лучше, надо признать все вот это отвергнутое, и что-то с этим делать. Оттуда можно достать вас истинного, —говорит аналитик.

- Нет-нет, - отвечает человек, - не говорите так, мне это больно. И вообще вы говорите про меня гадости.

 

То есть человек сообщение о том, что у него есть страх несостоятельности или зависть воспринимает как личное оскорбление.

Он мгновенно взвивается агрессией и блокирует человека, который сообщает ему эти данные.

 

И человек ходит с оставшимся не отвергнутым фрагментом личности, и всё же теряет его тоже, потому что, чтобы что-то в нем признать, надо признать и все остальное.

 

То есть человек мог бы присовокупить весь свой потенциал, всего у него было бы много, он развивался бы сам, но он держится за не отвергнутый фрагмент и у него не остается никакой надежды как-то изменить или улучшить свою жизнь.

 

И человек в итоге превращается в куклу, которая все силы тратит на удержание знания о себе.

 

Рядом с такими людьми я часто чувствую сонливость. Они сами вводят себя в транс, чтобы ничего не знать про себя, - и человек все время как бы погружен в некий летаргический сон, где все его силы тратятся на блокирование информации о себе.

И психика вроде бы его спасает от этого знания - она спасает его от той боли, которая будет, когда это знание придет. Но в то же время он живет в маленькой баночке и всеми силами поддерживает иллюзорное идеалистическое представление о себе.

 

Несомненно, первоначально, когда мы идем в познание себя, есть боль.

Боль возникает лишь только потому, что у нас примитивное представление о норме. Примитивное представление о том, кто такой человек и каков его внутренний мир. Если мы расширим границы нормы, то всем будет легче – и нам, и психотерапевтам, которые с нами работают, - и помимо этого, разблокируется ваш прекрасный безграничный потенциал.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОАНАЛИЗА.

Попробуйте осознать, что вам сложно признать в себе. И попробуйте протянуть причинно-следственную связь: если я признаюсь в этом себе, то что в последующем мне придётся в себе признать?

 

ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=Os8SbATy2Bo

 

СВЯЗАННАЯ С ТЕМОЙ ШКОЛА: «Игры разума», где будем учиться мыслить, выстраивать причинно-следственные связи в познании внутреннего мира.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОНЯТИЯ.

Ложное Я / Реальное Я.

Норма, хорошесть/плохость.

Боль от познания себя.

Расширение границ нормы.

Отвергнутые аспекты / разрешенные аспекты. Потенциал.

Развитие и «стеклянная стена».

Отвержение своих аспектов, обеднение личности / апатичность, сонливость, склонность к несуществованию.

Зависть, страх, обесценивание.

 

Лекция "Раскрытие потенциала и внутренняя цензура". Автор Ольга Демчук

Конспект записан Ирина Кузнецова