Кто из нас зло?«Ты хочешь подчинить и использовать меня». Продолжение. 2 часть

02 августа в 12:52
227245605 4467367169962283 1900937527141405960 n

Когда-то детьми мы знали только такой способ получения желаемого, подчиниться и делать то, что говорят. Ребёнок эгоцентричен по сути, он не может мыслить мир без себя, он центральная фигура мироздания. «Если родитель не дал мне желаемое, он украл это у меня, оставил себе».

Когда клиент приходит в психоанализ, он уверен, что у психоаналитика под столом стоит коробка с бантиком, на которой написано: «Это решение всех проблем, сразу и навсегда. Мир станет таким, как ты хочешь». И нужно лишь вести себя неким магическим, ритуальным образом и он торжественно вручит тебе этот приз. Для этого необходимо подчиниться и вести себя соответствующим образом (на самом деле это обычно банальное «терпеть»).

Если человеку сказать, что проблемы не могут быть решены все и сразу. И что ему самому это придётся многое делать. И что мир каким был, таким и останется, то человек не поверит и подумает, что он плохо себя ведёт и «мама сегодня злая, но я сделаю её доброй и коробочка моя!».

Коробку всё не отдают, и тогда психоаналитик становится злом. Для того, чтобы познать проецируемое нами в других зло, достаточно сделать простое упражнение. Представьте, что вас поместили в закрытую комнату, в комнате установлена видео камера. Камера транслирует происходящее на монитор, за которым сидит некто. Вы не знаете кто это.

«А что он думает, когда наблюдает за мной?».

Наблюдателя человек может представить только по образу и подобию своему, со своим мировоззрением, ценностями и претензиями. Но человеку трудно осознать, что это он с такими же оценочными категориями наблюдал бы и за другими. Какие требования мы предъявляем к себе, такие же будем предъявлять и к другим.

«Тот, кто недоволен мной, это я, который недоволен собой. Это я, который недоволен другими». Вот оно наше «зло», и если у человека весьма примитивное детское представление о том, как устроен мир, количество обесцененного, отвергаемого, запрещенного будет огромным. Рамочка. «Я в ней живу, и ты тоже туда полезай». Ох, как остро я чувствую эту «рамочку» на психоанализе, иногда приходится сократить в 10 раз свою индивидуальность, чтобы влезть хоть мизинчиком в этот кукольный домик разрешённого. Потому что за домиком «всё боль», минное поле.

«Если я подозреваю тебя в том, что ты хочешь подчинить и использовать меня, значит, я принуждаю себя сам подчиняться и даю себя использовать, потому что мне кажется, что только так безопасно и так я получу желаемое».

«Если я подозреваю тебя в том, что ты хочешь подчинить и использовать меня, значит, я жду, что ты дашь мне желаемое, когда я подчинюсь и дам себя использовать».

«Если я подозреваю тебя в том, что ты хочешь подчинить и использовать меня, значит, я буду делать с тобой то же самое, потому что только так я могу быть в отношениях с другими».
Вся эта система создаёт невидимую канву в любых отношениях, и ещё об этом запрещено знать и признаваться самому себе в этом. Это тайна «золотого ключика», надежда получить тот самый приз, коробку, и не только у психоаналитика, но и у любого другого, который назначен на роль «спасителя с коробкой». Правду про это безумие человеку знать запрещено, не зря же он столько лет ждаал и надеялся.

Взрослый человек понимает, как устроен мир, и понимает, чего он хочет и каковы его границы. Он понимает, чем готов делиться с другими, а что его интимная территория, на которую вход запрещён. Ему нравится быть полезным обществу и другим людям, он ощущает себя реализованным и состоявшимся.

«Чем я могу быть полезен, вам?», - этот вопрос можно задать с разной интонацией, с чувством собственного достоинства и гордостью за свои профессиональные, экспертные навыки. Его можно задать и с другим тоном, предлагая себя, как жертву на заклание, заглядывая в глаза брошенным щенком.

У ребёнка нет собственных ресурсов, он иждивенец. Взрослый человек тоже может не изменить представление о собственной идентичности. Он не делает бессознательно, но специально, это потому, что хранит мечту о «спасителе с коробкой». Он мыслит о мире, как о том, который ему должен, а за это он ему предлагает себя. Всего. И его ранит, когда мир не ценит такой щедрый подарок и задаёт ему конкретный вопрос: «Что вы умеете делать? На сколько вы эксперт, профессионал? В какой области вы специалист? Чем вы можете быть нам полезны?».

Человек жаден, скуп, ему всё время кажется, что у него и так мало, а тут ещё хотят отобрать последнее. Он готов дать, только то, что сам считает нужным, потому что это гипотетически гарантирует ему «коробку». «Если вы тот самый спаситель, вот он я». Но он тут же поменяется в лице, когда вы попросите его дать то, что нужно вам. Быть полезным, для него – это всегда про унижение.

Ему кажется, что его постоянно используют, обманывают, крадут положенное ему по праву, хотят подчинить, он не понимает, что сам в начале проецирует собственное «зло» в других. Потому ведёт себя с ними так, как требует от него его собственное «зло». И поэтому не получая аналогичное поведение от другого, объявляет его «злом, которое подчинило и использовало». Поэтому люди общаются претензиями: «Это ты зло! Нет, это ты зло!». А некоторые тихо мстят, потому что им страшно начать говорить и понять, что они говорят голосом собственного «зла».

Иллюстрация: фотограф Аксель Хёдт