Принуждающие обидой.

В групповой работе я столкнулась с интересным феноменом, когда человек принуждает обидой другого стать, таким, как ему надо. При этом другой демонизируется, назначается мучителем. То есть фактически человек не получает желаемое, но при этом не дающего желаемое не воспринимает как отказывающего ему в желаемом, а именно как «злобное существо» мучающее его.
На психоаналитических сессиях я встречалась с таким, когда внезапно начинаешь ощущать себя мучителем, сразу после слова «здравствуйте».
Это происходит рядом с людьми, которые склонны предлагать себя использовать. Они сами переходят в режим «отмены себя», но при этом убеждены, что это с ними делает другой человек. Поэтому и претензия будет к другому, а не к себе.
Такие ситуации я называю «тонкий лёд». Ты становишься медведем в теремке, который почесав ухо, может обрушить весь домик. Мир такого человека идеалистический, он похож на кукольный мир. Это обусловленно его мечтой о повторении момента безусловного принятия. Всё Вынужденное Я (Ложное Я) человека выточено под такое отношение к нему.
Чтобы тебя безусловно приняли, нужно быть безусловно хорошим для другого. Безусловная хорошесть для другого достигается «полной отменой себя».
Не стоит обольщаться, получившему этот подарок. Если такой человек разрешает себе быть собой, то он входит в полную конфронтацию, то есть, со всем говоримым аналитиком (другим человеком) он будет не соглашаться.
Если он не разрешает себе вслух не соглашаться, то всё равно не соглашается внутри обижаясь. «Я то хороший, а вот ты когда собираешься им стать?». Фактически человек убеждён, что терпит со всех сил психоаналитика (или другого человека), мучаясь.
Это свойственно безграничным людям, они ещё не воспринимают другого как отличающего от себя. Вся непохожесть другого воспринимается ими как нападение. У этих людей в детстве был взрослый, который позволил им вседозволенность, которую часто называют безусловным принятием. И человек настойчиво добивается теперь этого.
Чем более идеалистичные условия нужны человека, тем болезненнее у него самолюбие.
Он терпит.
Он обижается.
Он перечит.
Есть только три режима в контакте с другим: терпеть, обижаться, перечить. Поэтому в контакте им самим тяжело.
Тяжело, но вся ответственность за боль возлагается на другого или на весь мир вцелом. Поэтому в его присутствии другой ощущает себя «мучителем». А этот человек «мучеником». В групповой динамике люди из группы входящие в слияние с «мучеником» начинают также видеть действия «мучителя» как агрессивные. В слияние входят люди, имеющие собственные подобные тенденции, то есть сами являющиеся «мучениками».
У «мучителя» смешанные чувства, и важно зная о вероятности таких процессов вести аудио или видео запись, чтобы выйдя из контакта объективно и со стороны проанализировать происходящее.
Также с такими людьми очень легко войти в контрперенос, когда действительно не можешь удержаться от предложения «использовать другого» и начинаешь быть жестоким. Поэтому каждое слово должно быть обдуманным.
Работать в таких условиях весьма непросто. Это действительно ювелирная работа, требующая максимальной осознанности и концентрации. Фактически человек, не осознавая этого, хочет тебя подчинить и сделать обслуживающим персоналом его идеального мира. И другой может быть назначенным жестоким, за отказ сделать это.
И как всегда, её Величество Боль не будет подвергнута сомнению. «Если мне больно, значит я прав. Если мне больно, со мной всё ок, а вот миру надо измениться». Много людей влюблены в боль, и для многих «мучения» стали почти единственной возможностью повышать свою самооценку, как «многое терпящих», потому что они не согласны почти ни с чем и всё им не так.
О больном самолюбии, об уязвлённости и уязвимости, а также о том, как рождаются претензии и недовольство и как объективно их анализировать, поговорим в субботу 18 декабря на вебинаре «Незлословие»
Ссылка на подробную программу и регистрацию на вебинар «Незлословие», который состоится 18 декабря https://olgademchuk.org/nezloslovie
Автор иллюстрации https://instagram.com/artwithbryn?utm_medium=copy_link